Не выбрасывай, а сдавай: в России стартовали акции по сбору старых шин
Дата публикации: 2025-12-01.
В ряде регионов России стартовали акции по сбору использованных автомобильных шин. Жители могут сдать старые покрышки на специализированные пункты, где их переработают в полезные материалы. Такие инициативы охватывают уже более 10 субъектов Федерации, способствуя переходу к замкнутому циклу переработки.
Инициатива направлена на то, чтобы максимально сократить объем отходов, которые традиционно оказываются на стихийных свалках, в оврагах и лесополосах. Введенные программы позволяют жителям бесплатно сдавать шины, после чего они отправляются на переработку.
Во многих государствах действует подобная система раздельного сбора шин и обязательная сдача покрышек при смене комплекта. Активно применяется технология пиролиза, позволяющая превращать изношенную резину в масло, технический углерод и другие промышленные ресурсы. Некоторые страны используют переработанную резину для строительства дорог, спортивных объектов и защиты от шума вдоль трасс.
Автомобильные шины разлагаются более ста лет. За это время из них в почву и грунтовые воды постепенно вымываются токсичные соединения: масла, сажа, тяжелые металлы и продукты распада каучука. На обычных свалках, особенно несанкционированных, покрышки представляют двойную угрозу:
- химическое загрязнение окружающей среды;
- высокий риск возгорания.
При горении шин выделяются опасные канцерогены и плотный черный дым, который невозможно эффективно тушить. Такие пожары наносят серьезный вред экологии и здоровью людей.
То же самое касается и самодельных фигурок и клумб из старых шин — подобные конструкции считаются небезопасными и запрещены в России с 2021 года. Покрышки остаются отходом, содержащим токсичные вещества, независимо от формы и окраски. На солнце и в жару из них выделяются вредные соединения, а при разрушении резины частицы попадают в землю и воду.
За выброс шин в неустановленных местах предусмотрены штрафы:
- для граждан — до 2000 рублей;
- для должностных лиц — до 30 000 рублей;
- для ИП — до 50 000 рублей;
- для организаций — до 250 000 рублей.
Нарушение правил обращения с отходами считается административным правонарушением и фиксируется органами экологического контроля.
Один из самых известных примеров экологической проблемы — гигантское «кладбище шин» в Кувейте. Там в пустыне годами накапливались миллионы покрышек. В разные годы на этой территории происходили масштабные пожары: столбы черного дыма поднимались на километры и были видны даже из космоса. Каждое такое возгорание сопровождалось серьезным выбросом токсинов и наносило ущерб экосистеме региона.
Современные технологии позволяют превращать покрышки в полезные материалы:
- резиновую крошку для детских и спортивных площадок;
- покрытия для стадионов и беговых дорожек;
- резинотехнические изделия;
- коврики, покрытия, детали оборудования;
- пиролизное масло и технический углерод для промышленности.
Грамотная переработка позволяет снизить количество отходов, получить востребованное сырье и предотвратить появление новых опасных свалок.
Системный сбор и переработка шин — один из самых важных шагов в борьбе с накоплением токсичных отходов. Российский экологический оператор (РЭО) подчеркивает важность информирования людей об этой проблеме: на сегодня действуют постоянные пункты приема шин по всей стране — их можно найти, в том числе, на карте в приложении «Уберу». РЭО призывает граждан не выбрасывать шины, а сдавать их на переработку, чтобы уменьшить количество опасных отходов и снизить нагрузку на природу.

