Нужно ли прогревать двигатель
Дата публикации: 2025-12-03.
Долгий прогрев двигателя на холостых — привычка, которая пережила эпоху карбюраторов, когда мотор действительно требовал времени, чтобы смазка распределилась и детали прогрелись. Сегодня технологии позволяют двигателю и катализатору быстро выходить на рабочую температуру, а стоять на месте лишние минуты уже не имеет смысла.
Откуда взялся миф о долгом прогреве
Несколько десятилетий назад прогрев двигателя был необходим по двум основным причинам, связанным с меньшей технологической зрелостью автомобилей и моторных масел. До середины 1990-х большинство машин имели карбюраторы вместо инжекторов. Карбюраторы работали неточно, особенно при холодном запуске: они обогащали смесь, что приводило к перерасходу топлива.
Проблема также заключалась во впускном коллекторе, который подводил топливно-воздушную смесь к цилиндрам. Пока коллектор не нагревался до температуры испарения топлива, двигатель работал нестабильно, с перебоями, легко глох и сильно загрязнял воздух. С внедрением инжекторной системы эта проблема была решена.
Кроме того, масла и смазочные материалы тех лет плохо работали при морозах: густели, плохо циркулировали, что действительно могло повышать износ деталей без прогрева.
Так появилась привычка: завел — подожди 10 минут или больше. Со временем она превратилась в миф о «долгом прогреве», в который до сих пор верит большинство автовладельцев.
Что изменилось в современных двигателях
Современные двигатели почти всегда оснащены системой впрыска топлива и электронной системой управления. Смесь воздуха и топлива при холодном запуске контролируется электроникой, а карбюраторы ушли в прошлое.
Качество моторных масел значительно улучшилось: современные масла рассчитаны на нормальную работу даже при низких температурах, быстрее распространяются по каналам двигателя и снижают время, когда детали остаются без смазки. В современных авто это 20-30 секунд. Пока водитель пристегивается и устраивается, двигатель уже смазан, а обороты стабилизировались.
Какой вред несет долгий прогрев на месте
Сегодня прогрев двигателя на холостом ходу — бесполезная трата топлива. Руководства по эксплуатации современных машин советуют избегать длительного простоя: движение помогает двигателю быстрее достичь оптимальной температуры.
По данным исследований EPA (Агентства по охране окружающей среды США), двигатель быстрее достигает оптимальной температуры в движении, а каталитический нейтрализатор, снижающий выбросы, активируется раньше.
Прогрев на холостом ходу не только тратит топливо впустую, но и вредит окружающей среде. Например, Министерство энергетики США подсчитало, что суммарный холостой ход грузовиков и легковых автомобилей сжигает около 23 млрд литров топлива в год. Примерно половина этого приходится на личные автомобили, которые выбрасывают около 30 млн тонн углекислого газа только из-за работы на месте.
В некоторых американских штатах и европейских странах прогрев на холостых является незаконным и карается штрафом.
Что это значит для российских автовладельцев? В погоне за снижением выбросов автопроизводители вынуждены совершенствовать технологии. Даже на современных автомобилях, пока мотор и выхлопная система не прогреты, катализатор работает не полностью, и выбросы CO, HC, NOx и твердых частиц остаются высокими. Чем дольше машина стоит на холостых, тем больше топлива расходуется впустую и тем выше суммарные выбросы. Таким образом, вред экологии увеличивается с каждой лишней минутой простоя. Чтобы соответствовать экологическим нормам, производители стараются минимизировать время, необходимое для прогрева. Материалы деталей, допуски и смазка рассчитаны на холодный запуск и немедленное движение. Для снижения выбросов важно как можно быстрее довести двигатель и катализатор до рабочей температуры. Катализатор и другие системы очистки выхлопа прогреваются быстрее под нагрузкой, когда мотор работает и колеса вращаются, а не на холостых. Поэтому современные автомобили сконструированы так, чтобы требовать минимального времени на прогрев на месте.
Кроме того, работа на холостом ходу может даже навредить двигателю. Когда мотор еще не прогрелся, система впрыска подает в цилиндры больше топлива, чтобы обеспечить устойчивую работу. Однако из-за низкой температуры сгорание происходит не полностью. Это приводит не только к повышенному расходу топлива и увеличению токсичности выхлопных газов, но и ускоряет износ каталитического нейтрализатора. Несгоревшее топливо, попадая в раскаленный катализатор, может воспламеняться уже внутри него, вызывая локальный перегрев. Со временем это приводит к разрушению дорогостоящего каталитического элемента.
Помимо этого, неполное сгорание способствует образованию нагара, который закоксовывает свечи зажигания, клапаны и поршневые кольца.
Особую опасность представляет жидкая фаза топлива: при холодном пуске часть бензина оседает на стенках цилиндров в виде капель. Эта жидкость смывает тончайшую масляную пленку, обеспечивающую смазку между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. В результате износ цилиндропоршневой группы значительно усиливается.
Сколько нужно прогревать машину зимой
В большинстве случаев трогаться можно уже через 30 секунд — этого достаточно, чтобы масло прокачалось и двигатель стабилизировался. Чем ниже температура за бортом, тем дольше придется прогревать.
При температуре от +5 до 0 градусов: минуты достаточно, мотор легко заводится, масло нормальное.
При температуре от 0 до –10 градусов: хватит 2-3 минут, затем можно начинать движение.
При температуре от –10 до –20 градусов: около 5 минут, чтобы циркуляция стабилизировалась. Но даже в таком случае полный прогрев на месте не нужен.
При температуре до –40 градусов: масло становится гуще, топливо охлаждается. Не смотря на то, что аккумуляторы и стартеры стали надежнее, чем раньше, при таком морозе они испытывают повышенную нагрузку. Но и в этом случае по рекомендациям сервисов прогрев должен занимать около 10 минут и больше, если масло давно не меняли.
Как правильно прогревать автомобиль на ходу
Важно помнить, что двигатель в движении прогревается быстрее, чем на холостом ходу. При этом первые километры ездить необходимо плавно, без резких разгонов, обороты держать в диапазоне от 1500 до 2000.
Для примера: некоторые спортивные модели — включая BMW M-серии и Chevrolet Corvette — имеют приборные панели, где на старте красная зона тахометра (максимальные обороты) ограничена, а потом постепенно расширяется по мере прогрева.
Если в автомобиле есть датчик температуры, рабочая температура двигателя соответствует положению стрелки посередине между отметками C (Cold — холодный) и H (Hot — горячий). Некоторые авто показывают синий индикатор для холодного двигателя; когда он гаснет, прогрев завершен.
Когда прогрев на месте необходим
В некоторых случаях прогрев на месте все еще может быть оправдан. Это касается старых автомобилей, особенно тех, которым более 30 лет и которые оснащены карбюратором вместо инжектора, где смесь топлива и воздуха не так точно контролируется, а детали более чувствительны к холодному запуску. Также имеет значение густое или «тяжелое» масло — например, старые минералки с высокой вязкостью при низких температурах, которые медленнее циркулируют по каналам двигателя; в таких случаях несколько минут прогрева помогают маслу полностью распределиться и снизить износ деталей.
Кроме заботы о моторе, прогрев может быть необходим для комфорта и безопасности: разморозки замерзших стекол и дворников, а также прогрева салона. При этом даже в этих ситуациях оптимально не стоять долго на месте: двигатель и системы автомобиля прогреваются быстрее в движении, поэтому мягкая езда с минимальными оборотами остается самым эффективным вариантом.
Вместо заключения
Долгий прогрев автомобиля — пережиток прошлого. Современному мотору это не нужно, а вред от холостого хода проявляется не только для экологии, но и для здоровья самого двигателя.
Автопроизводители вынуждены учитывать экологические нормы, поэтому современные технологии позволяют двигателю и катализатору быстро достигать рабочей температуры. Чтобы снизить выбросы и расход топлива, достаточно завести авто, дать короткую прокачку масла и первые километры пути избегать резких движений.
