Российская шинная промышленность на грани: кто виноват и что делать?
Дата публикации: 2025-11-17.
По данным системы маркировки производство шин в России сильно просело: за первые восемь месяцев 2025 года было выпущено почти на 15% шин меньше, чем в прошлом году. В августе падение стало критическим — почти на треть. По словам Андрея Пантюхова, руководителя завода Ikon Tyres («Татнефть»), отрасль переживает один из самых тяжелых периодов за последние годы.
Продажи летних шин упали на 20%, и ожидается серьезное снижение (около 15%) по зимним.
Главный враг — дешевый «китай»
Самая большая проблема, которую называет Пантюхов, — это нашествие дешевых китайских шин.
Суть проблемы: пять лет назад доля «китайцев» на рынке составляла 11%, а теперь достигла 35%. В прошлом году они завезли в Россию 19 миллионов шин. Китайские шины продаются по ценам, значительно ниже рыночных — практика, которую многие эксперты называют демпингом. При этом им не нужно проходить такую сложную сертификацию для ввоза, какую требуют от российских производителей, если те хотят продавать свои шины в Китае. Такая разница в условиях ввоза создает дисбаланс на рынке, и пока российское государство никак не защищает отечественный рынок.
Что еще повлияло на спад продаж в шинной отрасли
Было бы слишком просто свалить все только на Китай. На самом деле, как отмечают эксперты отрасли, кризис вызван целым букетом проблем:
- Весна 2025 года была аномальной, с резкими перепадами температуры — это привело к тому, что водители откладывали смену резины, а часть из них решила докатать старые шины и перенести покупку новых на следующий год.
- Снижение продаж новых автомобилей (по данным «Автостат» — на 24%) напрямую ударило по рынку шин: чем меньше машин продано, тем ниже спрос на комплекты зимней резины для них.
- Высокая ключевая ставка сделала кредиты дороже, поэтому потребители и коммерческие структуры (таксопарки, каршеринг) вынуждены экономить: они либо продлевают использование старых шин, либо выбирают самый дешевый импортный вариант.
- Ассортимент продукции российских производителей устарел: предприятия, включая Ikon Tyres, продолжают выпускать шины в основном для популярных ранее моделей, таких как Hyundai Solaris, но не успевают за рынком — им не хватает предложений для востребованных сегодня китайских автомобилей (Haval, Chery, Geely); при этом китайские производители быстро подстроились под российские условия, сосредоточившись на улучшении сцепления на снегу и льду.
Стратегия выживания в кризис
Российские шинники не сдаются и меняют стратегию, чтобы выжить.
Компании активно вкладываются в собственные научные центры. Цель — заменить устаревшие иностранные технологии (например, Ikon Tyres наследует финские) на свои, чтобы стать полностью независимыми и улучшить качество.
Производители ускоряют выпуск новых моделей, которые специально подходят для популярных в России китайских кроссоверов и седанов, делая ставку на износостойкость и лучшее сцепление на дорогах.
Завод Ikon Tyres, который раньше отправлял шины в Европу, теперь ищет покупателей в других странах, например, Узбекистане и Казахстане.
Минпромторг России тоже считает, что у отечественных производителей есть все шансы конкурировать: у них есть своя сырьевая база, хорошие инженеры и возможность максимально адаптировать шины под суровые российские условия.
Что ждет отрасль в ближайшие годы
Ситуация, к сожалению, пока не улучшается. Участники рынка считают, что чтобы выйти из этого кризиса, нужны серьезные экономические перемены, такие как снижение ключевой ставки. Сам глава Ikon Tyres очень осторожен: по его мнению, при сохранении текущих условий на восстановление спроса может уйти один-два года.

