+7 (495) 995 80-40 c 9:00 - 21:00 (без выходных) по России:  8 800 500-80-66


 
Бесплатная доставка шин в Москве и Подмосковью Доставка комплекта шин по Москве и ближнему Подмосковью — бесплатно!
   
Аквапланирование шин
Помощь на сайте Информация Аквапланирование шины


эффект: Аквапланирование


Аквапланирование


В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, что делать в этой ситуации, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Слово аквапланирование пришло к нам из английского языка от слова Aquaplaning (Hydroplaning), что переводится как "водяное планирование".

Аквапланирование шин
Тестирование аквапланирования шин Nokian


Аквапланирование - это процесс, суть которого заключается в следующем:

Когда на большой скорости автомобиль въезжает в лужу, то между колесом и дорогой образуется водяная прослойка. Колесо начинает скользить по поверхности воды, теряя контакт с дорогой. Автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.

Однако не нужно путать аквапланирование с таким процессом, как скольжение шин на мокрой дороге, которое иногда возникает даже при небольшой водяной пленке на поверхности дороги. Скольжение может возникнуть на любой скорости при резком маневре: торможении или повороте рулевого колеса, т.к. из-за воды происходит снижение коэффициента трения, и уменьшается сцепление резины с дорожным покрытием.
Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса "всплывают" над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Аквапланирование шин происходит из-за того, что большой объем воды не успевает выходить из пятна контакта через водоотводящие канавки, и колесо начинает плыть по поверхности воды.


Аквапланирование
Аквапланирование


Давайте более подробно разберем, как происходят эти процессы.


Процессы при аквапланировании

Автомобильный протектор сконструирован таким образом, чтобы вода выходила из пятна контакта шины с дорогой по специальным водоотводящим канавкам.


Движение воды в шине
Движение воды в протекторе шины


Но если скорость автомобиля слишком высока или лужа очень глубокая, то вода полностью не успевает выходить из-под колеса, и появляется эффект аквапланирования.

Этот эффект становится сильно заметен на изношенных шинах, поскольку на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки. Даже при не очень большой скорости автомобиль с изношенными шинами, попадая в лужу, теряет управляемость.

Внимание! Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!
Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: износ шин.



Очень важным моментом в работе шины на мокром покрытии является то, что с увеличением скорости постепенно уменьшается площадь пятна контакта с дорожным полотном. Колесо как бы начинает "наползать" на воду и отдавать часть нагрузки не на дорогу, а на поверхность воды. И только дойдя до определенной скорости, колесо полностью теряет контакт с асфальтом.

Вот наглядные картинки, сделанные известной компанией Goodyear, в которых показывается, как уменьшается площадь пятна контакта в зависимости от скорости автомобиля и износа протектора.


Риск аквапланирования
Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора


Обратите внимание, что на изношенных шинах с остаточной глубиной протектора, равной 1 мм, при глубине лужи всего 2 мм остается только 11% от нормальной рабочей площади контакта! Т.е. при небольшом увеличении глубины лужи (или скорости автомобиля) аквапланирование неизбежно!

Эти фотографии, сделанные высокоскоростной камерой, хорошо показывают, что даже если из-за водяного "клина" машина не потеряла полный контакт с дорогой, то управлять ею в экстренных ситуациях при резких поворотах или торможениях будет крайне тяжело.
Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

Аквапланинг зимних шин

Зимние шины гораздо лучше защищены от аквапланирования, поскольку их протектор более крупный.
Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.
По сути в зимних шинах происходят очень похожие процессы аквапланирования, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно "выводить" более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

При этом зимние автошины рекомендуется устанавливать более узкие, чем летние (из тех типоразмеров, которые рекомендует производитель автомобиля). Узким покрышкам "легче" продавливать снежную кашу и вероятность аквапланирования на снежной каше, у них меньше.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Еще одним важным аспектом, влияющим на аквапланирование, является давление в шинах. Заниженное давление в колесе сильно уменьшает площадь контакта и увеличивает риск аквапланирования.

На фотографиях снизу хорошо видно, как уменьшается площадь контакта резины Michelin при понижении давления (при прочих равных условиях).

зависимость аквапланирования от давления
Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде "проще" промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.
При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.
Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.



Как избежать аквапланирования?

Полностью избежать риска аквапланирования на дороге невозможно, поскольку даже на самых лучших и новых шинах при определенной скорости машина, попав в глубокую лужу, потеряет контакт с дорогой. Но свести к минимуму риск аквапланирования можно, если соблюдать определенные правила:

1. В первую очередь определяющим фактором является скорость автомобиля. В дождливую погоду нужно снизить скорость, особенно когда дождь очень сильный, и вода не успевает уходить с проезжей части.

2. При изношенных шинах (более 70%) будьте крайне осторожны на мокрой дороге! Риск аквапланирования очень велик!

3. Регулярно следите за давлением в шинах! Это важно не только для уменьшения риска аквапланинга, но и для равномерного износа резины, хорошей управляемости автомобиля, комфорта при движении, уменьшения риска "пробития" колеса, повреждения диска и т.д.

4. Видя на проезжей части большую лужу, не пытайтесь "пролететь" ее на полной скорости! Последствия могут быть очень непредсказуемыми. Невозможно визуально определить, на сколько она глубока, и даже при не очень большой скорости можно "залить" мотор водой, и машина остановится посередине лужи.

5. Ну, и в конце нужно сказать, что в дождливую погоду нужно быть гораздо аккуратнее на дороге. Кроме частичной потери видимости очень сильно уменьшается сцепление колес с дорогой, и увеличивается тормозной путь автомобиля. Избегайте резких маневров и высоких скоростей.


Что делать, если вы почувствовали аквапланирование?

Почувствовать и понять, что вы попали в аквапланирование, очень легко. При попадании в лужу машина резко перестает слушаться руля и не реагирует на педаль тормоза.

Что делать в такой ситуации?

1. Во-первых, ни в коем случае не крутите руль в разные стороны на большие углы, это очень опасно!
Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!
В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.

2. Не нужно резко пытаться затормозить, поскольку это может спровоцировать занос или разворот машины. Тормозить нужно непосредственно перед самой лужей, а не в самой луже.

3. И, наверное, самое главное - не поддавайтесь панике! Старайтесь контролировать ситуацию, и у вас будет гораздо больше шансов на безаварийный выход из ситуации с аквапланированием.


Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!

Материал подготовлен в Покрышка.ру

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта - юр.фирма "Интернет и Право".

Телефон: +7 (495) 995-80-40

с 9-00 до 21-00 Без выходных





о шинах




Помощь


+7 (495) 995-80-40 с 9-00 до 21-00 — ежедневно (включая праздники и выходные).
Бесплатный для регионов России: 8 800 500-80-66

Интернет-магазин шин и дисков Покрышка.ру
© Copyright Pokrishka.ru 2003-2016 
Юридическая поддержка - юр.фирма "Интернет и Право"




Рейтинг@Mail.ru